Лайф
«Прямая речь» с Алисой Рудаковой
Публично выступить с докладом, представить свой продукт в социальных сетях, уверенно отстоять свою точку зрения на совещании, рассказать анекдот, произвести яркое впечатление на первом свидании. С такими запросами работает актриса Алиса Рудакова на своих актерских тренингах по постановке речи.
Некоторой ценной информацией, которая поможет чувствовать себя более уверенно в устном жанре, Алиса делится с читателями MCP
Многие, знают, что первое впечатление о человеке складывается примерно за 20 секунд: еще до того, как мы успели перекинуться парой слов. И как же бывает обидно за людей, которые, открывая рот, сами разрушают уже сложившееся приятное впечатление. Почему речь не всегда ясна и понятна, даже если мы говорим на одном языке?
Я бы выделила несколько причин, мешающих людям понимать друг друга.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: ПОПЫТКА ПОДРАЖАТЬ КУМИРУ БЕЗ ОГЛЯДКИ НА СОБСТВЕННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Не углубляясь в сложности психологической классификации типов личности, рассмотрим двух людей — одного условно активного, а второго — спокойного. Эти люди кардинально отличаются своим обменом веществ, от которого напрямую зависит темперамент, типом мышления, у них по-разному работает процесс возбуждения и торможения.
Активному человеку может быть свойственна демонстративность, он любит быть в центре внимания и ловит кураж, когда на него смотрят десятки глаз.
Второй, наоборот, не имеет потребности привлекать к себе внимание и предпочитает общаться в узком, проверенном кругу хорошо знакомых людей, — выраженный интроверт. А теперь представьте, что вы попытались списать стиль публичного выступления с активного кумира, будучи при этом человеком спокойным и недемонстративным.
К примеру, вы отрепетируете выступление, придумаете шутки и жесты, но вдруг что-то пойдёт не так: неожиданные или провокационные вопросы из зала, зависла презентация, и вот вы уже начинаете волноваться, и образ лёгкого и уверенного в себе оратора рассыпается на глазах.
Чтобы этого не произошло, важно, чтобы ваш стиль самопрезентации соответствовал именно вашему темпераменту. Поэтому и формировать свой индивидуальный стиль общения, но исходя из своих психологических особенностей, а не копировать кого-то.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ: РЕЧЕВЫЕ ДЕФЕКТЫ
Выделю самые распространённые: завышение голоса, слова-паразиты и плохая дикция. Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее.
Завышение голоса. Очень часто человек говорит неестественным, высоким голосом, который раздража- ет на подсознательном уровне. Это может происходить вследствие зажимов, которые есть у многих из нас, — в гортани, в шее, плечах и так далее. Причиной формирования зажимов могут быть перегрузки мегаполиса, повышенное чувство ответственности и так далее. Причем человек может быть уверен, что именно такой — неприятный и писклявый — и есть его голос. Эту проблему мы обычно решаем за одно занятие, научившись расслабляться и правильно дышать. Ученикам первое время даже непривычно, что их голос становится совсем другим.
Интонирование. Оно нужно для того, чтобы удерживать внимание слушателя. На всем протяжении вашего рассказа необходимо показывать интонацией, что мысль не закончена. На письме мы ставим в конце каждой фразы точки, но точек — понижений голоса — не должно быть в устной речи, пока мысль не завершена. Лишь доведя мысль до логического завершения, ставьте точку, опуская голос вниз
ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ЧЕТКО ИЗЛАГАЕТ ТОТ, КТО ЧЕТКО МЫСЛИТ?
Отчасти да, ведь речь — это опосредованное мышление. Но есть нюансы. Многое зависит от того, какое полушарие у человека доминирует. «Левополушарному» человеку значительно легче излагать свои мысли. Такие люди очень быстро ухватывают идею и прекрасно ее излагают.
У людей с доминирующим правым полушарием обычно потрясающе развита интуиция. В их голове рождаются и фор- мулируются гениальные идеи, но четко и понятно донести их до окружающих им сложно.
К ним относятся те самые ученые, которые будут мямлить на научной конференции, представляя свой прорывной по со- держанию доклад
Слова — паразиты. Часто человек испытывает стресс во время выступления, зажимается, ему хочется как можно скорее закончить свой монолог. Он заполняет естественные паузы словами-паразитами, чтобы, как ему кажется, говорить быстрее. В этом случае ему, напротив, нужно говорить медленнее, интонировать и не стесняться делать паузы, когда это необходимо.
Кроме слов паразитов в речи учеников встречаются затягивания, такие как «эээ» или «ммм», часто это сопровождается достаточно сильно зажатым ртом, что мешает проговаривать слова хорошо и качественно, получается эффект произношения «сквозь зубы». Следует оговориться: все сказанное выше относится к психически здоровым людям. Бывает, что слова-паразиты «вылезают» у людей, страдающих речевой аритмией, с которой нужно работать в паре с психологом или психотерапевтом.
Вообще занятия речью очень помогают лучше узнать себя, а также являются прекрасной профилактикой разных видов психосоматических заболеваний, особенно желудочно-кишечных, дыхательных и сердечных.
И, конечно, нужно уделить внимание дикции, из- бавиться от западающих звуков. Здесь сложно делать обобщения — у каждого в этой области есть свои проблемы, которые мы прорабатываем после индивидуальной логопедической диагностики.
ВАШ ВЫХОД!
Постановка речи — это интересная творческая задача, которую мы решаем с моими учениками. Но что делать, если, например, выступление завтра и обратиться к тренеру уже поздно?
За 24 часа кардинально поменять речь не получится. Поэтому остаётся одно: напишите текст, прочтите его на камеру, отметьте, что нравится, что не нравится, и, если есть возможность, зачитайте текст какому-нибудь не очень близкому вам человеку вживую.
КАК Я ЗАНИМАЮСЬ С УЧЕНИКАМИ
В моей школе есть разные форматы занятий — каждый сможет подобрать для себя наиболее подходящий. Есть уроки в группе, состоящей из 5-10 человек.
В стандартный курс входит четыре общих занятия и одно индивидуальное. Такой курс более демократичен по цене, чем персональные консультации. Кроме того, групповое занятие имеет ряд преимуществ — большинство учеников делают похожие ошибки, обучаются, наблюдая друг за другом, раскрепощаются и привыкают выступать в присутствии других малознакомых людей.На таком месячном курсе мы успеваем проработать все базовые проблемы с речью, о которых я рассказывала выше, а на персональной консультации разобрать индивидуальные речевые проблемы, например, западающие звуки.
Другой формат — индивидуальные занятия. На них мы решаем те же задачи, но с глазу на глаз. Ученик получает 100% внимания преподавателя. Также в формате личной консультации мы можем, например, записывать рилсы для соцсетей, ставить выступление перед аудиторией, моделируя стрессовую ситуацию.
«ОБРАЗ ПОД КЛЮЧ»
Это наш уникальный курс, который длится в среднем два месяца. На нем вместе со мной работают психолог и логопед, мы помогаем человеку лучше узнать себя и разрабатываем образ с учётом его индивидуальных психологических особенностей.
Ближе к концу курса к занятиям присоединяются стилист и фотограф. Они помогают нам создать великолепные фотоматериалы, которые можно использовать для презентаций в СМИ и соцсетях. В процессе фотосессии мы также работаем над улучшением навыков позирования, что в дальнейшем позволяет гораздо эффектнее смотреться на курортно-дружеских фотографиях
ТОП-3 КНИГ, ПОМОГАЮЩИХ РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ. РЕКОМЕНДАЦИЯ АЛИСЫ РУДАКОВОЙ
- Анна Петрова. «Искусство речи»
- Лев Выготский. «Мышление и речь»,
- Рада Грановская. «Элементы практической психологии