Лайф
Первый уличный музыкант Москва-Сити
Если вечерами вы бываете в Сити, то наверняка встретите там Николая — импозантного саксофониста, который безошибочно угадывает настроение прохожих и выражает его через свою музыку. Мы ненадолго отвлекли Николая от работы и услышали рассказ об одесском моряке, которому жизнь подбрасывала удивительные возможности, но он всегда оставался верным себе.
Николай Шафранский, 50 лет.
Профессия: музыкант, в прошлом — моряк.
Образование: Николаевское мореходное училище, музыкальная школа по классу кларнета.
Большая часть моей жизни прошла недалеко от Одессы. Я окончил музыкальную школу, затем — мореходное училище в Николаеве. Сколько себя помню, всегда играл в музыкальных коллективах. Даже был художественным руководителем в Доме культуры. Мои инструменты — саксофон и кларнет, а еще и на баяне играть умею.
В бытность моряком объездил полмира. Ходил в рейсы в Сингапур, Японию. Помню, в 85-м я привез из одного рейса машину Toyota Corona — ох, какая это была роскошь! А в 86-м затонул теплоход «Адмирал Нахимов», и меня как приписанного к Одесскому порту моряка сделали невыездным. На этом моя морская история закончилась.
В 90-х я торговал женскими колготками. Получал товар из Китая
в одесском порту и продавал на рынке. Omsa, San Pelegrino, Sisi … до сих пор все бренды помню. И размер на глаз легко определяю. Смотрю на женщину и вижу, кому — «двоечка», а кому — «троечка».
В 2006 году я заскучал и решил переехать на Сахалин. Приятель, директор строительной компании, пригласил к себе водителем. Помню, встречает он меня в аэропорту, я с саксофоном иду ему навстречу. «Коля, что это? Зачем? — говорит он. — Ты же деньги, вроде, приехал зарабатывать». В итоге на Сахалине я больше заработал в ресторанах и гостиницах, чем водителем в его фирме.
Однажды друг с Сахалина отправил меня к Якубовичу на «Поле чудес». Хотел, чтобы его отца из телевизора поздравили с днем рождения. Я пришел в студию с икрой, рыбой. Получил от редактора бумажку с напоминанием: «Передайте на камеру привет жене, маме, бабушке». Говорю: «Мне Сергея Николаевича надо поздравить! Это его сын, а не моя жена за поездку заплатил». «Нет, нет, никаких Сергеев Николаевичей. Знаете, сколько у нас минута эфира стоит?» Но я был очень настойчив, поэтому «привет» папе босса все-таки вышел в эфир.
В Москве я с 2018 года. Приехал следом за семей, которая перебралась еще раньше. Дочь вышла замуж в Москве, жена устроилась в Москву работать няней к одному банкиру. Дома на Украине она была учительницей начальных классов. Восемь человек претендовали на то же место, а взяли ее.
Моя первая работа в Москве – продажа театральных билетов по телефону. Ходил на тренинги по продажам, все, вроде бы, получалось. Но как-то попал на Никольскую улицу, увидел уличных музыкантов и понял: «Вот же оно, мое!» Уже на следующий день был там
с саксофоном. Сначала семья обиделась: «Папа на улице играет, все это так несерьезно».
А потом — то 10 тыс. принесу, то 20 тыс., и потихоньку перестали обижаться.
Как-то на Кузнецком Мосту ко мне подошел мужчина и предложил сыграть на свадьбе в Сити. Я согласился — пришел на час, и в результате остался до конца свадьбы. Мне очень тут понравилось. Настоящая Америка! Простор, крутизна! Но не хватало музыки. Так, два месяца назад я решил сменить дислокацию.
В первый же день работы в Сити я поучаствовал в съемке «Битвы экстрасенсов». Начал играть, смотрю, толпа странных женщин, съемочная группа. И вдруг ко мне подходит Джигурда и предлагает познакомиться. Когда узнал, что я из Одессы, попросил сыграть ему «Шаланды полные кефали». Он ведь тоже украинец. Джигурда спел, я сыграл, оператор все это заснял. Может, в йдет в выпуск.
В Сити меня приняли прекрасно. Здесь не штрафуют, не вымогают денег, как это было на том же Кузнецком. Управляющие ресторанов меня любят. Бывает, охранники просят ненадолго отойти, когда начальство приезжает. Но потом подают мне знак: можно возвращаться. Я всегда их слушаю, никогда не конфликтую.
Хороший день в Сити – это 20 тыс. руб. В выходные — 8-10 тыс. В плохой день, бывает, не соберу и тысячи. Максимум в месяц получается заработать 100 тыс. руб., в среднем — 60-70 тыс. руб. Выгоднее всего играть ночью, поэтому обычно я прихожу в районе 18:00 и уезжаю глубоко за полночь.
Для меня очень важна акустика. Вот в Ruski акустика плохая, но имеется платежеспособная публика. А есть плохие для заработка места с прекрасной акустикой, например, площадь перед Novotel и «Grand Урюк».
Недавно я чуть было не переквалифицировался в трейдера. Подходят ко мне парни, хорошо одетые. Спрашивают: «Что вы тут делаете?» Я говорю: «Деньги зарабатываю». Они в ответ: «Хочешь реальных денег заработать?» И приглашают меня на курсы трейдеров в башню «Федерация». Ходил 10 дней, учился работать с валютными парами. В костюме, с компьютером. Как-то прислал другу-музыканту свою фотографию в новом имидже, а он мне: «Коля, это не твое. Твое — делать людям праздник». Думаю, а ведь и правда.
Вижу человека, и сразу понимаю, что ему сыграть. Что-то романтичное — «Shape of My Heart» из «Леона», «When do I Begin» из «Истории любви» или какую-нибудь бодрую русскую-народную или одесскую мелодию. Молодым могу сыграть «Я ухожу красиво» или «У моей любви села батарейка». Но это все- таки не моя аудитория. Да и не хочу я, чтобы мне отдавали родительские деньги. Мои слушатели постарше, им больше подойдут «Шербургские зонтики», «Если б не было тебя» Джо Дассена. А еще бывает, что подходит человек, включает на телефоне какую-то музыку, и я быстро ее подхватываю. Вот на днях композицию из «Однажды в Америке» разучил.
Конечно, у жителей Сити есть свои предпочтения. Две самые популярные композиции на сегодняшний день — это «Конь» группы «Любэ» и вечная классика «Если б не было тебя». Еще здесь любят музыку из кинофильма «Леон». Впрочем, как и в других местах.
В моем деле важно следить за новостями. Например, в прошлом году, когда горел Notre-Dame de Paris, я играл Эсмеральду из одноименного мюзикла, выражая таким образом сочувствие и поддержку французам. Праздничные дни тоже диктуют свой репертуар — «Катюша» на День победы, Jingle Bells на Новогодних каникулах. Накрапывает дождь — «Летний дождь» Игоря Талькова или те же «Шербургские зонтики».
Я работаю один. Бывает, музыканты выходят на улицу парой, первый играет — второй ходит с шапкой. Я такого не люблю. Если человек захочет бросить денег, он и так это сделает.
Я не обижаюсь, если люди проходят мимо. В некотором смысле это даже хорошо. Если собирается толпа, сразу подходит милиция и задает вопросы. Да и карманники любят поработать с толпой вокруг музыканта.
Мне нравится самая разная музыка. Из того, что я играю, — Джо Дассен, Стинг. Очень люблю душевную народную музыку. Если не посмотрю в выходные «Играй гармонь» по первому каналу, считайте, неделя прошла зря.